Сказки о «морской державе»
Украина, «основав» в Одессе новый флот путем перемещения нескольких ржавых корыт, которым удалось завестись и выйти из Крыма, озадачилась вопросом, что же дальше делать с таким «богатством».
Окрыленные боевыми действиями на востоке незалежной, патриоты сами поверили, что у них есть также и достойный всяческих похвал Черноморский флот.
По традиции о состоянии и боеготовности кораблей в Украине задумываются исключительно летом – поближе ко Дню Военно-морского флота, который по настоянию президента отмечается теперь в первое воскресенье июля.
Задумываться, правда уже поздно. Ресурс подавляющего большинства кораблей и судов подходит к концу. Ежегодно списываются окончательно вышедшие из строя корабли и суда.
Самый крутой, он же самый молодой – фрегат «Гетман Сагайдачный», однако и его техническое состояние таково, что экипаж всерьез боится выходить на нем за Босфор. Само создание новых судов в незалежной как-то не прижилось. Потомки Укров предпочитают жить прошлым, нещадно эксплуатируя пока еще недодекоммунизированные до конца корабли советского периода.
Да и судя по современным украинским реалиям – ломать – не строить. Создавать новые корветы и фрегаты незалежна пыталась, только из этого мало что получилось.
Чего только стоит главная мечта почти уже сухопутного флота - корвет «Владимир Великий». Это чудо инженерной мысли было заложено в 2010 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Планировалось, что корабль войдет в строй в 2012-м. Но, неожиданно оказалось, что строительство обойдется в 250 миллионов евро.
Таких денег для «Владимира Великого» в казне не нашлось. В декабре 2010 года в ту пору начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины генерал-полковник Педченко ради экономии казенных средств стройку остановил, потом она возобновилась в 2013-м, но была заморожена в июле 2014-го. Работа продолжилась в ноябре того же года, чтобы остановиться в январе 2015-го. На начало года на стапеле стоит только некрашеный корпус «Владимира Великого».
Итог печален - готовность корабля составляет около 43 процентов.
Следующая попытка реанимировать загнивающий статус морской державы исходила от адмирала Игоря Кабаненко. Он решил, что затухающему флоту жизненно необходимы боевые катера. И на средства, выделенные на «Владимира Великого» можно было бы построить 50-60 таких судов. Это прямо-таки инновация, будет чем хвастаться перед заморскими коллегами, новый «москитный флот» в действии. Однако, и тут мечтающих возродить флот ждало разочарование. Денег на оснащение этих катеров в бюджете точно не предусмотрено.
На сегодня состояние украинского флота не просто плачевное, оно просто напрочь упадочное. Сейчас на вооружении Военно-морского флота Украины находятся два боевых корабля, пять катеров и два судна обеспечения. Масса кораблей просто не могут выйти в море, ржавея у причалов в ожидании сроков списания. Моряки, служившие на флоте, уволились, и тихо матерятся, вспоминая состояние кораблей.
Зато такая ситуация не смущает Петра Порошенко. Тот, не стесняясь расписывал 3 июля – в День ВМФ Украины будущие перспективы умирающих судов и их и экипажей. Пообещал всем офицерам новое жилье. Петро таки знает толк в обещаниях, ведь обещать не значит жениться.
Удачным примером главнокомандующего вдохновился еще один «обещатель» - Владимир Гройсман. Премьер-министр незалежной решил безвозмездно одеть и обуть голодных моряков, а заодно и развить торговый флот.
Степан Полторак, занимающий ныне пост Министра Обороны, желая приобщиться к всеобщему веселью, выдал, что в ближайшем будущем в Одессе начнется строительство штаба военно-морских сил. «Но это будет не просто штаб — это будет база».